Дефицит бюджета

Доходы и расходы бюджета не всегда совпадают.

Если доходы превышают расходы, образуется профицит бюджета, который становится финансовым резервом для будущих периодов.

Если расходы превышают доходы, образуется дефицит бюджета. Для того, чтобы профинансировать расходы, превышающие доходы, органам местного самоуправления можно использовать остатки неиспользованных за предыдущий год доходов бюджета, а также привлечь заемные средства, т.е. взять в долг деньги из коммерческих банков (коммерческие кредиты), или у вышестоящего бюджета (бюджетные кредиты). Срок погашения каждого из долговых обязательств в соответствии с Бюджетным кодексом РФ не должен превышать 10 лет.

Бюджетный кодекс устанавливает предел для объема дефицита местного (муниципального) бюджета. Дефицит местного бюджета не может превышать 10% годового объема доходов бюджета по закрепленным федеральным законодательством за районными бюджетами налогам. На бюджетные кредиты это ограничение не распространяется (подробнее см. статью 92.1 Бюджетного кодекса РФ)

 

Решением Совета местного самоуправления «О бюджете Майского муниципального района на 2014 год» в редакции от 17.07.2014 года утвержден бюджет, в котором расходы на 0,6 млн. руб. превышают запланированные доходы (дефицит бюджета составляет 1,7%). Однако за счет того, что в 2013 г. остались неизрасходованными средства районного бюджета в размере 0,6 млн. руб., покрытие дефицита будет происходить за счет этих «переходящих» на 2014 г. остатков, и привлечения заемных средств не требуется.

Муниципальный долг – это накопленный объем обязательств органов местного самоуправления по привлеченным заемным средствам, а также выданным муниципальным гарантиям (подробнее см. главу 14 Бюджетного кодекса РФ). По состоянию на 1.01.2014 года у Майского муниципального района долговых обязательств нет.

В то же время, принятие бюджета с дефицитом оправдано, если превышение расходов над доходами обусловлено необходимостью финансирования мероприятий капитального характера, не повторяющимися из года в год, например строительством дорог или другой районной инфраструктуры. В этом случае после возврата основной суммы заемных средств и погашения процентов по ним у органов местного самоуправления не остается муниципального долга.

В то же время, если дефицит вызван необходимостью профинансировать повторяющиеся из года в год, или так называемые текущие расходы (например, содержание районных учреждений, органов местного самоуправления, включая заработную плату и коммунальные платежи), то такие расходные обязательства будут возникать ежегодно. При отсутствии собственных средств бюджета на их финансирование, придется из года в год привлекать заемные средства, а обязательства по выплате процентов по ним будут расти, как снежный ком.